Школа здоровья
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения
  • РБ, г. Уфа, ул. Пархоменко, 101
  • Телефон приемной: +7 (347)216-55-23
  • ufa.rcmp@doctorrb.ru

Проекты

Школа здоровья

Об организации и проведении школ здоровья

Приказом МЗ РБ от 19.07.99г. №445–Д «Об организации и проведении образовательных программ для больных хроническими заболеваниями» было рекомендовано до 01.10.99 года открыть астма–школы, гастро–школы, школы сахарного диабета, школы здоровья для больных с заболеваниями сердечно–сосудистой системы, коронарные клубы и школы здоровья для больных с аллергологическими заболеваниями в амбулаторно–поликлинических учреждениях, дневных стационарах поликлиник и стационарах дневного пребывания больниц, стационарах медицинских организаций (ссылка на приказ).
Проведение занятий в школах здоровья для лиц, входящих в группу риска и страдающих хроническими заболеваниями («Кардиоклуб», «Липидный центр», «Астма–школа», «Сахарный диабет», «Здоровый образ жизни», «Здоровье и спорт», «Культура и здоровье» и др.) предусмотрено также Республиканской комплексной программой по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002–2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров PБ №284 от 26 сентября 2002 года.
Отчет о деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики с указанием числа пациентов, обученных в «школах», включен в ф.30 «Сведения о лечебно–профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года №175.
В данную таблицу (4809) включены наименования школ, проведение которых ранее не предусматривалось: школа для больных на хроническом диализе, школа для больных с заболеванием суставов и позвоночника. Школа здоровья для больных с заболеваниями сердечно–сосудистой системы разделена на школу для больных с сердечной недостаточностью и школу для больных с артериальной гипертонией. Без изменения остались названия школы для больных бронхиальной астмой, школы для больных сахарным диабетом, школы для беременных. Все другие школы включены в раздел прочих.
«Школой» называется цикл занятий для одной и той же группы слушателей по утвержденной программе. Программа «школы» должна включать в себя как лекции, так и практические занятия. Содержание программы основывается на методических рекомендациях, в том числе изданных ГБУЗ БЦМП МЗ РБ и распространенных в медицинских организациях в 1999–2000 годах. Программа включает в себя не менее 5–8 занятий.
Для организации «школы» в медорганизациях необходимо издать соответствующий приказ, в котором будут названы ответственные лица за проведение «школы», утверждены программа занятий и расписание работы «школы». Контроль за проведением «школы» должен осуществиться путем выборочного посещения ее занятий.
Целесообразно проводить занятия в условиях поликлиники 2 раза в неделю в удобное для большинства пациентов время. Для лиц пожилого возраста это будет в диапазоне от 11 до 16 часов, то есть во время светлого промежутка суток. Для работающих – с 18 часов. Продолжительность занятия в группах должна составлять 1–1,5 часа в зависимости от характера обучающего материала и состоять из двух частей – теоретической в виде лекции 20–30 минут и практического занятия 30–60 минут для закрепления теоретического материала и обучением навыкам самоконтроля состояния или коррекции патогенною поведения. Для работающих также эффективны «школы выходного дня» с продолжительностью занятий 4–5 часов. Занятия (кроме школы беременных, школы будущей матери и некоторых других) следует проводить осенью, зимой и весной, исключая лето, как период отпусков и проведения населением садово–огородных работ.
Желательно приглашать слушателей школ для больных хроническими заболеваниями через 6–12 месяцев после окончания школы для оценки эффективности проведенных занятий в каждом конкретном случае и, при необходимости, назначения новых консультаций. Мотивация больных на использование полученных при обучении в «школе» практических навыков должна поддерживаться при каждом визите больного к врачу с анализом опыта пациента но их применению и с дополнительными советами в связи с различными ситуациями в жизни больного.
Для повышения эффективности проводимых занятий необходимо иметь наглядные пособия в виде муляжей, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов, памяток, санбюллетеней и прочих материалов. Если их нет или недостаточно для того, чтобы вручить каждому слушателю, надо следить за тем, чтобы пациенты записывали основные положения в тетрадь или блокнот, о необходимости наличия которых на занятиях следует слушателей заранее предупредить. Конференц-залы не являются оптимальным помещением для проведения «школ», так как пациентам трудно в таких условиях записывать излагаемый им материал.
Для занятий в школах, проводимых в поликлиниках, необходимо привлекать не только больного, но и членов его семьи, особенно тех, от которых зависит его режим питания и режим дня.
Наряду с исходным уровнем готовности к сотрудничеству с врачом большое значение для поддержания последующего интереса к занятиям в школе и обеспечению хороших результатов имеет значение соблюдение следующих рекомендаций, разработанных в институте клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова.
Впечатление от первого занятия во многом определяет успех всей реабилитационной программы.
В процессе обучения следует формировать и корректировать несоответствие ожидаемых и реальных результатов программы.
Необходимо подчеркивать «баланс затрат и выгод», которые оценивает больной. При этом затраты время, усилия, хлопоты, средства, направленные на коррекцию поведения, выгоды-перспективы сохранения качества жизни.
Осуществлять постепенное вмешательство в патогенное поведение, подчеркивая эмоциональную привлекательность сапрогенного поведения.
Соблюдение принципа сотрудничества с больным, при котором на него возлагается личная ответственность за свое здоровье.
Положительное постоянное подкрепление. Следует отмечать любые желательные сдвиги в состоянии больных, хвалить их за прилагаемое усердие.
Желательно обеспечить социальную поддержку, которую участники группы могут оказать друг другу.
Рекомендации должны быть простыми по изложению и несложными для исполнения в повседневной жизни.
Не следует перегружать занятия трудными терминами, сложными научными знаниями.
Очень важно помнить о том, что главная цель проводимой профилактической работы – это повышение мотивация по коррекции поведения.
Ученый хирург-кардиолог США Майкл Дебейки рекомендует дать следующие рекомендации больному реабилитационной группы перед началом занятий «школы»:
не бояться задавать вопросы. Ни один ваш вопрос не будет сочтен глупым, банальным или неподходящим;
заранее написать интересующие вопросы;
записать ответы на вопросы или попросить родственников или членов реабилитационной группы записать их;
не стесняться спрашивать о значении аббревиатур, технических и незнакомых терминов.
Занятия в «школах» должны проводиться группами по 10–15 человек. Индивидуальные занятия проводятся только с немобильными больными, при этом члены их семей должны приглашаться на занятия в общую группу. Занятия в группе позволяют больным и родственникам, помимо обучения у медицинских работников, обмениваться опытом между собой, получать психологическую поддержку, видя, что с аналогичной проблемой кто-то сумел удачно справиться и т.д.
Объявление о начале работы «школы» должно быть вывешено в доступном для больных и членов их семей месте, в поликлинике за 7–10 дней до открытия «школы», чтобы с информацией ознакомилось большое количество людей. Хороший эффект дает индивидуальное приглашение пациентов как на приеме у врача, так и по пригласительным билетам, распространенным по месту жительства больных.
Обычно на первое занятие приходит самое большое количество слушателей, что надо учитывать при выборе помещения для проведения «школы». С каждым занятием число слушателей может уменьшаться, если их не будет удовлетворять форма изложения и качество приводимой информации.
Учет слушателей «школы» должен вестись по журналу, в котором записываются фамилия, имя, отчество слушателя, его адрес, домашний телефон, причина, по которой он стал слушателем «школы» (пациент, родственник, сосед пациента и т.д.), дата проведения занятия, его тема, фамилия лектора и фамилия лица, проводящего тренировочное занятие. В журнале отмечается каждое посещение слушателя.
В процессе занятий не рекомендуется включать новых слушателей, надо работать с тем составом, который пришел па первое занятие, выяснять, по возможности, причину отсутствия слушателя и стараться привлечь его к занятиям вновь.
Если есть возможность, для слушателей изготавливаются карточки с фамилией, именем и отчеством каждого пациента, которые устанавливаются на стол перед ним во время занятия.
Заключительное занятие «школ» желательно проводить в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Благодаря вторичной профилактике в школах для больных хроническими заболеваниями повышается качество жизни пациентов, увеличивается ее продолжительность.
Конституцией РБ предусмотрено, что «человек, чьи права и свобода являются высшей ценностью в Республике Башкортостан» (статья 2). В число основных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 44), а в статье 47 говорится, что «каждый имеет право на образование...», «Республика Башкортостан поддерживает различные формы образования и самообразования».
В Кодексе РБ «Об охране здоровья граждан» в статье 2 «Основные принципы охраны здоровья» указан приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. В соответствии со статьей 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье», «Граждане РБ имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно–эпидемиологическом и экологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, другим факторам».
Статья 30 «Права пациента» предусматривает право пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства, на получение пациентом информации о своих правах и обязанностях.
Статья 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» предусматривает, что «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, о диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведения лечения».
Статья 68 предусматривает ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.
Работа «школ» является одним из механизмов реализации прав пациента на здоровье, на получение необходимой ему информации и является одним из видов образования населения, поэтому организация и работа « школ» должны проводиться в обязательном порядке в каждой медицинской организации.

 

Тематики школ здоровья в медорганизациях РБ
Для беременных
Для больных с сердечной недостаточностью
Для больных на хроническом диализе
Для больных артериальной гипертензией
Для больных с заболеваниями суставов и позвоночника
Для больных бронхиальной астмой
Для больных сахарным диабетом
Для пациентов с ишемической болезнью сердца и перенесших острый инфаркт миокарда
Для пациентов перенесших острое нарушение мозгового кровообращения
Школа ЗОЖ
Прочие школы:
школа рационального питания
школа профилактики избыточного веса
школа отказа от курения
школа профилактики алкоголя, табакокурения, наркомании
школа полового воспитания девочек
школа супружеских пар
школа контрацепции
тирошкола для беременных
школа будущих мам
школа молодых матерей
школа молодых отцов
школа грудного вскармливания
школа матерей
школа здорового ребенка
школа ЛФК 1 года жизни
школа дошкольников
школа подростков
школа пожилых
гастро-школа
пульмо-школа
школа с ХОБЛ
кардио-школа
школа для детей с АГ
школа инсульта
школа сосудистой патологии
вместе против эпилепсии
школа ЖДА
школа глаукомы
школа гематолога
школа для больных туберкулезом
школа для урологических больных
школа псориаза
школа анти-ВИЧ
школа ЗППП
школа гигиены полости рта
счастливая улыбка
школа синдрома дефицита внимания
школа выздоравливающих
школа выхода из психического состояния
школа для родственников "Основные проблемы после ОНМК"
школа для уч.терапевтов "Основные проблемы после ОНМК"
школа уч.медсестер
атероцентр